6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое страховая сумма в каско

Что такое страховая сумма КАСКО: понятие, способ определения и принцип действия

Полис КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от всевозможного ущерба, включая его тотальную гибель. При заключении договора прописываются обязательные понятия и их стоимостное обозначение. Одно из таких – страховая сумма. Эта статья поможет раскрыть основные параметры данной составляющей, а именно: понятие, способ определения и принцип её действия.

Что это такое?

В законе РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в частности в п.1 ст.10 прописано определение страховой суммы.

Оно гласит, что страховая сумма – это денежная величина, определенная в законодательном порядке или при составлении договора КАСКО, на основе которой устанавливается размер выплаты по страховому случаю. Другими словами, это денежный лимит, в рамках которого компания обязана возместить причиненный ущерб транспортному средству заявителя.

Для удобства принято разделять полис КАСКО на «частичное» и «полное».

  • «Частичное» КАСКО покрывает только расходы, связанные с причинением ущерба ТС.
  • «Полное» КАСКО покрывает как причиненный ущерб, так и полную ликвидацию авто (угон, хищение и тотальную гибель).

Соответственно, лимит выплат при различном виде страхования будет напрямую зависеть от включенных предполагаемых событий и иметь различную стоимость.

Как определяется страховой суммы?

Сумма страхового лимита автомобиля определяется её рыночной стоимостью на момент заключения договора КАСКО.

Для новых автомобилей, как правило, она равна цене, прописанной в договоре купли-продажи транспортного средства. Но и здесь есть свои нюансы: сумма будет равна стоимости нового автомобиля только при условии включения в список предполагаемых событий угона и тотальной гибели ТС.

Оценка стоимости автомобиля экспертами компании

Как правило, страховые компании при оценке стоимости транспортного средства используют три принципа:

  1. Определение рыночной стоимости автомобиля. Для этого страховщики пользуются данными автомобильных справочников для оценки поддержанных автомобилей и актуальными данными автомобильного рынка при оценке нового ТС. Основными данными для оценки рыночной стоимости поддержанных автомобилей являются марка и модель, год выпуска, модификация двигателя и вид коробки передач.
  2. Объективный учет износа поддержанного автомобиля. Расчет производится исходя из следующей формулы: за первый год машина теряет 18% стоимости, за второй – 15%, за третий – 10%, четвертый, пятый, шестой и седьмой год – 10% начальной стоимости покупки.
  3. Пропорциональный износ автомобиля. Применяется для транспортных средств в возрасте от 1 месяца до 1,5 лет. Так, например, при покупке полиса КАСКО для автомобиля возраста 1,5 лет стоимость будет рассчитываться следующим образом: минус 18 % за первый год и минус 7,5 % за 6 месяцев второго года.

После оценки стоимости ТС экспертом компании, страховой лимит согласовывается с клиентом и вписывается в полис КАСКО.

Изменение страховой суммы в одностороннем порядке

Многие крупные страховые компании имеют в своей практике внутреннюю проверку полиса – акцепт.

Его задача после оформления договора КАСКО состоит в сверке реальной рыночной стоимости автомобиля и установленной суммы. Её завышение или занижение является нарушением, и при обнаружении отклонений договор КАСКО отправляется на изменение.

Для этого страховщик должен связаться с клиентом, сообщить о допущенных ошибках и назначить встречу для исправления договора. При этом клиент имеет полное право отказать в этом страховщику и оставить договор в его первоначальном виде.

Как работает страховая сумма при убытках?

После произошедшего страхового случая отдел урегулирования убытков страховой компании выплачивает автовладельцу денежные средства для возмещения ущерба, в размере не превышающем установленную страховую сумму. Также вместо денежной выплаты компания может предложить ремонт ТС в пределах установленного лимита.

При незначительных повреждениях, например, мелкие царапины, повреждения от животных, падение дерева, страховая сумма выплачивается в соответствии с условиями, прописанными в договоре КАСКО.

При крупных убытках, к таким относятся тотальная гибель и угон, автовладелец имеет право рассчитывать на получение полной стоимости страховой суммы.

Занижение выплаты

Очень часто компании прибегают к дополнительной оценке рыночной стоимости транспортного средства при урегулировании убытков с целью занижения страховой выплаты.

Например, застрахованный автомобиль стоимостью 1000000 рублей был угнан с автостоянки. После произошедшего автовладелец обращается в свою страховую компанию с целью возмещения полной страховой суммы по случаю тотальной гибели авто.

Но для того, чтобы избежать полной выплаты, эксперт отдела урегулирования убытков может запросить независимую экспертизу для выявления среднерыночной цены данного автомобиля на настоящий момент времени.

По заключению эксперта стоимость данного автомобиля составляет (условно) 850000 рублей. Соответственно, выплата, которую получит владелец угнанного авто составит 850000 рублей, что на 150000 рублей меньше прописанной в договоре КАСКО.

Можно ли оспорить?

Действие страховой компании в случае намеренного занижения страхового лимита являются неправомерными и нарушают законодательство РФ.

В п.4 статьи 421 «Свобода договора» ГК РФ сказано, что условия, прописанные в договоре, определяются только по соглашению двух сторон.

В вышеприведённом примере компания в одностороннем порядке занизила максимальный страховой лимит, что противоречит законным основаниям.

Согласно ГК РФ статьи 948 «Оспаривание страховой стоимости имущества», страховой лимит, прописанный в договоре, не может быть изменен в дальнейшем; такое действие возможно только при условии того, что компания не воспользовалась своим правом на оценку рисков и был введена в заблуждение относительно стоимости автомобиля.

Читать еще:  Какая статья вождение без прав

Таким образом, при намеренном уменьшении суммы, автовладелец имеет полное право обратиться с исковым заявлением в суд с требованием возмещения полной страховой суммы, прописанной в договоре к полису КАСКО.

Страховая сумма – это своеобразный лимит ответственности страховой организации перед автовладельцем. Она определяется экспертами компании в соответствии с рыночной стоимостью автомобиля на момент сделки и согласовывается с клиентом.

При «частичном» страховании КАСКО оплачивается только стоимость причиненного ущерба в зависимости от прописанной в договоре суммы, но не превышающей максимальной. При «полном» КАСКО оплачивается как причиненный ущерб, так и полная гибель авто. При втором случае автовладелец имеет право на получение полной страховой суммы.

Намеренное занижение страховщиком лимита выплат является незаконным действием. При нарушении закона обязательно обращайтесь в суд и отстаивайте свои права!

Агрегатная и неагрегатная страховая сумма по КАСКО: что это такое простыми словами, лимит ответственности в страховании по риску

Агрегатная страховая сумма – это верхняя граница размера денежной компенсации, которую выплачивает автостраховщик при наступлении страхового случая. Если она прописана в соглашении, то после очередной выплаты максимальный размер компенсации по автостраховке уменьшится на размер совершенной страховщиком выплаты.

Что такое агрегатная и неагрегатная страховая сумма по КАСКО

Агрегатный лимит ответственности в сфере страхования – это максимальная денежная компенсация по конкретному страховому случаю в отношении определенного объекта и риска, прописанного в договоре, либо комбинации объектов, рисков. В соглашении прописывается, агрегатный или неагрегатный лимит используется для совершения выплат.

Если в договоре действует агрегатная сумма КАСКО, то это значит, что работать страховка с ограничениями будет следующим образом (на примере):

  • Автотранспорт, застрахованный на 1 200 000 руб., попадает в автомобильную аварию, из-за которой пришлось потратить на восстановление машины 400 000 руб.
  • Страховщик перечисляет денежные средства на ремонт, но из-за агрегатной суммы размер максимальной страховки уменьшается на 400 000 рублей.
  • При следующем страховом случае максимальный размер страховых компенсаций составит 800 000 руб. Даже при хищении авто.

По риску ущерб, если автовладелец оформлял полис КАСКО , размер максимальной компенсации составляет столько же, сколько стоит автомобиль. Например, если после ДТП машину будет невозможно восстановить, страховая заплатит клиенту рыночную стоимость авто, если ранее не совершала выплат по страховым случаям .

Важно! Снижение лимита будет происходить после каждого страхового случая. В теории, ее минимальный размер может составить 0 руб. по итогам года.

Если говорить, что такое неагрегатная страховая сумма, стоит отметить, что тяжесть, количество и иные особенности происходящих страховых случаев не оказывают влияния на максимальный размер возможных компенсаций со стороны страховщика.

Основные отличия агрегатной и неагрегатной сумм

Основное отличие агрегатного лимита от неагрегатного заключается в изменении размера максимальной выплаты при одинаковом изначальном показателе:

  • первая будет уменьшаться ровно на то количество денег, которые уже были заплачены автостраховщиком клиенту, если тот ранее обращался за выплатами;
  • неагрегатная не уменьшится, вне зависимости от обстоятельств, количества обращений, тяжести ДТП, сложности ремонта и иных факторов.

Стоимость АВТОКАСКО можно уменьшить за счет франшизы. Это услуга, которая предусматривается в договоре страхования и освобождает автостраховщика от части денежной компенсации, полагающейся клиенту при наступлении страхового случая. Например, за счет уменьшения стоимости полиса клиент должен будет оплатить 30% услуг на восстановление автомобиля, остальные 70% заплатит страховщик. Подобный подход называется безусловной франшизой в страховании.

Какой вид суммы страховки лучше выбрать?

Агрегатный лимит ответственности в автостраховании является выгодным для следующих водителей:

  • с продолжительным безаварийным вождением, высоким коэффициентом КБМ;
  • проживающим в малых городах, небольших населенных пунктах, без постоянного траффика;
  • нечасто использующих свой автотранспорт;
  • имеющих гараж, ставящих машину на охраняемую автостоянку.

В этих ситуациях риски возникновения ДТП сводятся к минимуму, поэтому выгоден именно агрегатный страховой лимит. В других случаях подходит неагрегатная сумма (особенно для жителей больших городов, постоянно находящихся в дороге, в пробках). Благодаря неагрегатной опции, верхний порог компенсации никогда не уменьшится, независимо от количества обращений за годовой период действия автостраховки.

Важно! Частые обращения в СК по причине ДТП и очередных перечислений денег по страховке приводят к тому, что при оформлении следующего полиса увеличиваются безаварийные коэффициенты, из-за чего заметно возрастает стоимость нового договора.

Как рассчитать страховую сумму?

Агрегатная и неагрегатная страховые суммы по риску ущерб рассчитываются индивидуально для каждого случая оформления договора страхования. Страховщик, по требованию клиента, может установить ее по каждому риску в отдельности, либо по каждому страховому случаю. Также для каждого риска может быть установлен свой лимит выплат.

  • при ущербе, нанесенном автомобилю при ДТП, действиях третьих лиц – не более 1 000 000 р.
  • при угоне, хищении авто – до 2 000 000 р.

Расчет осуществляется индивидуально, с учетом: требований автовладельца, марки и модели автомобиля, водительского стажа страхователя, года выпуска страхуемого авто, наличия противоугонных устройств, выбранного типа выплаты, наличия франшизы и иных факторов.

При подписании договора страхования КАСКО, автовладельцы в РФ имеют полную свободу выбора. Можно самостоятельно выбрать верхнюю границу денежной компенсации по каждому риску и в общем, срок автострахования, воспользоваться дополнительными опциями для снижения стоимости полиса (франшиза, тип выплат, установка качественной сигнализации и т. д.).

Читать еще:  Как узнать напряжение мультиметром

Агрегатное и неагрегатное КАСКО: что выбрать?

В самом начале любых правил страхования КАСКО автовладельца знакомят с понятиями агрегатная и неагрегатная страховая сумма. И в дальнейшем при оформлении полиса ему неизбежно придется выбирать, какое КАСКО предпочесть: Агрегатное (с Уменьшаемой страховой суммой) или НЕагрегатное (с НЕуменьшаемой).

Как агрегатная страховая сумма может привести к «нулевой» выплате?

Для начала напомним, что страховая сумма в КАСКО – это сумма, на которую клиент застраховал свой автомобиль. Выплату в этом размере он получит в случае угона или полной гибели ТС. При страховании на условии агрегатной страховой суммы, каждая произведенная выплата, будет уменьшать страховую сумму на размер выплаты. Поясним на примере:

  1. Застрахованный на 300 000 рублей автомобиль, попадает в ДТП, ущерб от которого составил 50 000.
  2. Автовладелец получает 50 000 рублей компенсации, но при этом его ТС считается застрахованным уже на другую сумму: 300 000 – 50 000 = 250 000 рублей.
  3. Второе происшествие наносит убыток в 100 000. Снова следует обращение в страховую компанию и выплата.
  4. От первоначальной страховой суммы останется 250 000 – 100 000 = 150 000 рублей.

Если и дальше продолжать цепочку для невезучего автомобиля или нерадивого водителя, очевидно, что рано или поздно страховая сумма «уйдет в ноль», и в конечном итоге договор КАСКО автоматически утратит силу.

Неагрегатное КАСКО – без ограничений в выплатах

При неагрегатном страховании количество, частота и тяжесть страховых случаев никак не влияют на заявленную в полисе страховую сумму (а значит, и на страховые выплаты). Безусловное преимущество выбора НЕагрегатного варианта можно продемонстрировать на следующем примере. Имеется КАСКО от угона и ущерба со страховой суммой 1 000 000 рублей. За время действия договора происходит два ДТП, каждое из которых наносит ущерб 150 000 рублей. После этого автомобиль еще и угоняют. Сколько получит за него обладатель неагрегатного КАСКО? Полную страховую сумму – 1 000 000 рублей, несмотря ни на какие предыдущие выплаты.

В то же время его товарищ, выбравший агрегатное страхование, уже не будет иметь возможность полностью компенсировать убытки от угона и получит лишь 1 000 000 – 150 000х2 = 700 000 рублей. Одним словом, общий объем выплат в течение срока страхования при неагрегатном КАСКО легко может превысить страховую сумму в договоре, а при агрегатном – выше нее никак «не прыгнешь».

Кому удобен агрегатный вариант?

Понятно, что при выборе неагрегатной схемы, более выгодной в плане урегулирования убытков, стоимость КАСКО окажется на 15-20% дороже. При этом очевидно, что более экономное агрегатное страхование хорошо подойдет уверенным и опытным водителям, которые не склонны попадать в аварии. В сочетании с высокой франшизой такой подход позволить иметь отличную недорогую защиту от угона. Небольшие убытки собственник компенсирует самостоятельно, а в случае настоящей беды (хищения, тотальной гибели авто), получит от СК полноценную выплату, которая покроет предстоящие расходы на новое ТС. Итак, если вы:

  • имеете длительный безаварийный стаж вождения и не сомневаетесь в своей аккуратности;
  • проживаете и работаете в небольшом населенном пункте, где нет напряженного дорожного движения и пробок;
  • не слишком часто эксплуатируете свой автомобиль;
  • имеете гараж или другое защищенное место ночного хранения ТС;
  • уверены, что погода в вашей местности не склонна преподносить сюрпризы, криминальная ситуация не дает повода для волнений, а «дураки на дороге» – большая редкость;

то смело выбирайте агрегатное КАСКО с франшизой и экономьте 30-60% стоимости полиса.

Что такое страховая сумма, и как она влияет на выплаты по угону и тоталю?

Страхование автомобиля по каско несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Разобраться со всем этим сразу непросто. Но можно вникать в детали и нюансы по частям.

Для этого мы публикуем серию статей про каско. Как приобрести полис, как расшифровать расчет страховки, куда звонить, когда автомобиль попадает в ДТП. И много чего еще интересного.

Не так давно мы рассказывали, как страховые компании осматривают машины перед страхованием. Зачем это нужно, на что стоит обратить внимание. И что делать, если эксперт страховой компании нашел на вашей машине повреждения и дефекты.

Теперь поговорим о страховой сумме.

Что такое страховая сумма в договоре каско?

В договоре страхования есть перечень рисков, от которых застрахован автомобиль. По каждому риску устанавливается страховая сумма.

Страховая сумма — это денежная сумма, в пределах которой компания обязуется выплачивать возмещение при наступлении убытков.

Например, по автомобилю Toyota Camry 2012 года выпуска в полисе указали, что страховая сумма по риску «Ущерб» равна 1 100 000 рублей.

Это означает, что если машина попадет в аварию, то страховая компания отремонтирует или выплатит деньгами в пределах этой суммы.

Как определятся страховая сумма?

На размер страховой суммы влияет стоимость автомобиля. Если быть точным, действительная стоимость автомобиля на момент оформления договора.

Читать еще:  Подвесной болотоход своими руками

Сначала оценивается автомобиль, а затем определяется страховая сумма. По умолчанию страховую сумму ставят равной стоимости машины. Кстати, это называется полное страхование.

Как сотрудники страховой компании оценивают стоимость автомобиля?

Для определения стоимости автомобиля сотрудники страховой компании используют справочники. Электронные и бумажные.

По марке/ модели автомобиля, году выпуска, двигателю и коробке передач справочник определяет диапазон стоимости «от и до». В зависимости от требований компании список параметров автомобиля, влияющих на стоимость, может различаться.

В любом случае у автовладельца не спросят больше того, что указано в ПТС или свидетельстве о регистрации.

Иногда страховщики для оценки машины не гнушаются заглянуть и на auto.ru или avito.

Сотрудник страховой компании согласовывает с клиентом стоимость из справочника и заносит её в полис.

Может ли страховщик изменить страховую сумму в течение действия договора?

Во многих компаниях после оформления полис каско проходит внутреннюю проверку — акцепт.

Одним из главных пунктов акцепта является сверка страховой суммы с реальными рыночными ценами на автомобиль. И если здесь выяснится расхождение, например, сумма по автомобилю завышена, то полис отправляют на исправление.

В этом случае с клиентом компании связывается сотрудник, который ранее оформлял полис, и предлагает исправить полис. Соглашаться или нет, решает уже сам клиент.

Важно! В одностороннем порядке страховая компания не может изменить условия договора, в том числе и страховую сумму. Для этого всегда требуется согласие обеих сторон.

Как работает страховая сумма при крупных убытках?

Если с машиной что-то случается, то страховщик возмещает владельцу ущерб в пределах страховой суммы. Отправляет на сервис или выплачивает деньгами.

Особняком стоят крупные катастрофические убытки. Это угон и конструктивная гибель автомобиля.

В этих случаях предусмотрен отдельный порядок урегулирования — компания выплачивает страховую сумму полностью.

При урегулировании по конструктивной гибели или как его еще называют «тоталь» есть дополнительные нюансы по годным остаткам. Об этом мы расскажем в отдельной статье.

То есть, если у клиента с парковки торгового центра угнали машину или её ночью подожгли хулиганы и она полностью сгорела, то он вправе рассчитывать на получение всей страховой суммы, указанной в полисе каско.

Как страховая компания режет выплату, меняя страховую сумму?

Для наглядной иллюстрации того, как страховщик может уменьшить выплату по крупному убытку и не заплатить страховую сумму по договору в полном объеме, расскажем историю.

Владелец Toyota Camry 2013 года выпуска с двигателем 2.5 литра и на «автомате» застраховался по каско на 1 095 000 рублей.

Такую цифру выдал справочник компании, и владелец Тойоты согласился.

Через несколько месяцев автомобиль угоняют. И владелец заявляет убыток

В ходе изучения обстоятельств угона эксперты отдела урегулирования заказали оценку стоимости автомобиля. У них закралось подозрение, что такая машина столько не стоит.

Независимый эксперт подготовил заключение. В котором указал, что аналогичная Камри на рынке в среднем стоит 900 000 рублей.

В итоге в страховом акте на выплату утверждают 900 000 рублей, а не 1 095 000 рублей

И тот недополучает почти 200 000 рублей. Хотя со своей стороны выполнил все обязательства и нигде не обманул.

В похожей ситуации часто оказываются клиенты страховых компаний, столкнувшиеся с угоном своего автомобиля или его конструктивной гибелью.

Практика дополнительной оценки среднерыночной стоимости при урегулировании — стандартный способ уменьшить расходы страховщика.

Как поступить клиенту в такой ситуации? Согласиться или побороться?

Можно ли оспорить заниженную выплату?

Чтобы понять, можно ли оспорить выплату по угону или тоталю, заниженную на основании заключения о среднерыночной стоимости, мы задали вопрос юристам компании «Правовой эксперт».

Вот что они ответили.

В настоящей ситуации действия Страховщика неправомерны и противоречат гражданскому законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В пункте 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Стороны договора страхования согласовали его условия.

Изменить условия договора можно в предусмотренных законом случаях или по соглашению сторон.

В рассматриваемом случае, Страховщик в одностороннем порядке изменил условия договора страхования.

В силу статьи 948 ГК РФ страховая стоимость имущества не может быть оспорена, если при заключении договора добровольного страхования между сторонами было достигнуто соглашение о ее размере.

Страховщик имеет право оспорить страховую стоимость застрахованного имущества только в том случае, когда был умышленно введен в заблуждение.

Пунктом 5 статьи 10 Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” предусмотрено, что в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Вывод: страховая компания не может изменить стоимость автомобиля и скорректировать сумму выплаты.

А если она всё же так поступила, то её действия допустимо оспорить в судебном порядке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: