Как избежать штрафа за парковку
Как отбить несправедливый штраф: инструкция для неленивых
Наш читатель Александр не оплатил парковку и получил за это уведомление о штрафе — 2500 рублей. «За рулем» разобрался, как оспорить такое постановление и стоит ли верить чиновникам на слово.
На прошлой неделе мы писали, как автовладелец безуспешно пробовал оспорить штраф за парковку на тротуаре. Сегодня рассказываем о более удачном случае (но уже без тротуара).
Аттракцион невиданной щедрости
Весь центр Москвы покрыт платными парковками. Найти на улице или во дворах место, где бы не стояло знака «Остановка запрещена» или «Платная парковка», практически невозможно. И все-таки мне это удалось.
Я приехал в поликлинику и решил оставить машину на улице Заморенова. Я частенько тут паркуюсь и знаю, что стоянка здесь платная. И вдруг вижу участок улицы, где нет знаков об этом. Странно: знак должен быть, а его нет. И тогда я решил подстраховаться: сфотографировал запаркованную машину, дошел до ближайшего перекрестка и снял участок улицы оттуда. Вроде глупо, но, как оказалось, потратил время не зря…
Убираем «галочку»
Через три дня с портала госуслуг пришло сообщение о штрафе на 2500 рублей за неоплаченную парковку на улице Заморенова. Штраф выписывает в Москве за подобное нарушение не ГИБДД, а «Администратор Московского парковочного пространства» (ГКУ АМПП). В письме сообщалось, что у меня есть десять дней на обжалование. Потом сделать это можно только через суд.
Фишка в том, что если вы не зарегистрированы на портале госуслуг и не подписаны на получение информации о штрафах, то, скорее всего, в десять дней не уложитесь. О том, что у вас новый штраф, узнаете из бумажного письма, которое придет по адресу вашей регистрации. Так что регистрируйтесь на госуслугах — хороший сервис.
Я до суда доводить не стал: с госуслуг вас перебрасывает на портал правительства Москвы mos.ru, там вы можете обжаловать постановление. Заполнил форму жалобы — распечатал ее (!), подписал, сфотографировал (!!) и приложил к заявлению — иначе никак. Также прикрепил фото с места нарушения. На одном из них даже пометил стрелочкой свой автомобиль.
Важный момент: по умолчанию в графе «прошу рассмотреть заявление без моего участия» стоит «галочка». Найдите ее и отожмите, потому что, если этого не сделать, ответственный сотрудник АМПП примет решение, удобное для его организации. А так ему придется с вами встретиться.
Проходит несколько дней. Мне назначают встречу в офисе АМПП на Старой Басманной улице для разбирательства. Там все очень интеллигентно, воспитанные девочки, электронные очереди и все такое, но вас это не касается. Вас без талончика направляют к руководству.
Ты видишь знак? И я нет, а он есть
Чиновница, с которой я общался, открыла у себя на компьютере карту платных парковок. Смотрит она на схему и говорит: «Этот участок улицы находится в зоне платной парковки. Значит, штраф правомерен».
Я говорю: «Да? Но нет! Неважно, что это платная зона по схеме. Важно, есть ли знаки платной парковки на самой улице. А их нет». Тогда она предлагает посмотреть фото с места события. Вот тут еще один совет: берите с собой на встречу ноутбук — вдруг фотографии, приложенные к вашему заявлению, на служебном компьютере не загрузятся. Глупо? Не-а. Они и не загрузились.
Посмотрела чиновница на мои фото и очень удивилась, что знака нет, запрещающей разметки нет. Мол, это так странно. По схеме-то платная зона. Я говорю: действительно странно, но я-то и мой штраф тут при чем?
Тогда она с надеждой в голосе спрашивает, оплачивал ли я уже штраф. Имейте в виду, что это ловушка — если бы я оплатил, это значило бы, что я согласился с постановлением. Тогда рассматривать мое заявление пришлось бы уже не ей, а суду. А задача выцарапать деньги с государства обратно — нетривиальная.
В порядке исключения
В итоге чиновница произнесла целую речь: «Это все весьма загадочно. Я готова пойти вам навстречу, несмотря на то что ваш автомобиль стоял в зоне платной парковки». Я здорово удивился: что это такое — «готова пойти вам навстречу», если знаков нет?
На что было сказано, что обычно они так не делают, но в порядке исключения может отменить постановление о штрафе. Расстались мы с ней на том, что через некоторое время мне придет официальный бумажный (!) ответ. Кроме того, раз я подавал жалобу через госуслуги, то получу уведомление.
Оно пришло: «По вашему заявлению принято решение» — и все! Через неделю, впрочем, пришло и письмо по почте с обоснованием отмены штрафа.
То же самое, но за деньги
К слову, последствия моего визита к «Администратору Московского парковочного пространства» следующие: там, где я оставил тогда автомобиль, теперь стоит знак, обозначающий платную парковку. Не зря, в общем, сходил. Сегодня, приехав в поликлинику, я остановился там же, но уже за деньги.
Комментарий эксперта
Сергей Радько, автоюрист и адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора»:
Решение по жалобе должно быть оглашено немедленно (резолютивная часть), а вот мотивированное (полное решение) может быть составлено позже. Однако если оглашена только резолютивная часть, можно потребовать у должностного лица копию краткого решения.
Если копия решения так и не пришла, необходимо обратиться к должностному лицу, вынесшему решение, с заявлением о выдаче этой копии. Заявление лучше составить в двух экземплярах — один передаете этому должностному лицу, на втором оно (или канцелярия) должны поставить отметку о получении.
В случае, если водитель уже оплатил штраф, вернуть деньги будет крайне сложно — придется подавать иск к казне того субъекта Федерации, на территории которого было нарушение и в бюджет которого перечисляются взыскиваемые за счет штрафов денежные средства. Процесс довольно долгий и сложный, поэтому не у всех есть желание и возможность заниматься им на протяжении месяцев».
Имейте в виду
- Кадры, как известно, решают по-прежнему все. Поэтому в неоднозначных случаях запасайтесь фото-, видеодоказательствами своей правоты.
- Всегда лучше лично встретиться с представителями той структуры, которая выписала вам штраф. Не соглашайтесь на рассмотрение жалобы без вашего участия.
- Не платите штраф, если не считаете, что вы нарушили. Забрать деньги, добровольно отданные государству, будет очень и очень сложно.
- Возьмите у ответственного сотрудника письменное подтверждение вынесенного решения.
Советы о том, как за парковку не платить
Как можно противостоять и бороться с дорожным беспределом и беззаконием законными или, по-крайней мере, доступными, но корректными методами? В регионах люди уже подают жалобы в суды и приостанавливают деятельность привластных махинаторов. Можно ли надеяться, что Мосгордума хотя бы частично встанет на защиту москвичей?
Об этом “Правде.Ру” рассказал почетный адвокат России, вице-президент “Движения автомобилистов России” Леонид Ольшанский.
Читайте начало интервью:
— Леонид Дмитриевич, на платных парковках, помимо того, что бывают непонятно как установлены знаки, у паркоматов отсутствует инструкция, да при этом одновременно не загружается приложение, потому что и интернета нет в этом месте. Поэтому совершенно не понятно, что делать.
— Оператор тоже на звонки не отвечает. Поэтому просто-напросто нет никакой возможности оплатить парковку. А прошло пять минут — и тут же пришел штраф. И можно ссылаться на что угодно, но ничего не докажешь… — Плати штраф 5000 рублей.
— Ничего не докажешь, даже если у них ничего не работало. Поэтому ответ очень простой: две тряпки вози с собой, чтобы номера закрывать.
— Но ели никого при машине не останется, то просто снимут эту тряпку.
— Поэтому номера снимай. Сделай так. Есть специальные зажимы, магниты: вынул, поставил, ушел. Все.
— Отличный совет. В центре Воронежа тоже, конечно, были платные парковки, но теперь там можно спокойно парковаться бесплатно. Люди подали в суд, и пока суд не решит это дело, парковаться можно бесплатно. Вы не в курсе, что в Воронеже произошло?
— Нет, я не знаю про конкретную ситуацию в Воронеже. Но это азбука. Подача жалобы, заявления в суд, в прокуратуру приостанавливает песню. Поэтому надо всем и везде так действовать…
— То есть гражданское общество там и в других местах как-то начинает бороться с этим беспределом. Все-таки очень хорошо, что люди как-то пытаются с этим бороться, в том числе юридически. В Москве почему-то меньше такого делается.
— В Москве просто очень сильна эта империя. Хотя у нас существует просто азбука, что прокуратура может быть только государственной, суд — только государственный, милиция, которая теперь зовется полицией, только государственная, тюрьма пока тоже только государственная. В области автомобильной жизни это уже не так.
Здесь мы смыкаемся с гаишниками, это государственная организация. Но у нас появились параллельные структуры. Некоторые зовутся МАДИ, другие — ТМПП, АМПП, — неважно как. При этом их сотрудники носят форму, очень похожую на ГАИ. Поэтому я хочу сказать: господа, форма ни о чем не говорит.
Подходит к вам человек из МАДИ. Вроде бы дорожная инспекция. Но если это не ГАИ, не ДПС — все, до свидания. По правилам, водитель обязан остановиться и передать документы только сотруднику полиции. Раз не полиция — до свидания, все, поехал смело дальше.
Если машина что-то нарушила, в том числе и правила парковки, то на основании номера выписывается штраф и он приходит заведомо невиновному собственнику. В этом отдельное нарушение Конституции. А если мы с вами едем, и какой-то человек, похожий на гаишника в желто-зеленом жилете подымает жезл, подходит: “Ваши документы”, — то мы спрашиваем: “Кто вы такой?” Если это не гаишник, то до свидания и мы с вами уезжаем.
— Почему на парковках нет льгот даже для пенсионеров и инвалидов?
— Вот это как раз должна решать вновь избранная Мосгордума.
— Вы в курсе, как она решает?
— Там идут бои. Но из 45 депутатов сейчас 25 (сейчас мы с вами корректное выражение подыщем) с большим уважением относятся к идеям правительства Москвы и всегда голосуют только “за”. Поэтому переломать это нельзя, но привлечь внимание можно. Все социологи и политологи отметили, что КПРФ серьезно увеличила свое представительство в МГД.
Раньше там было четыре-пять, теперь 11 коммунистов. Плюс к этому есть несколько яблочников и несколько независимых депутатов. Вот они в совокупности дают до 20 голосов. Все равно этого мало — для принятия решений не хватает. Но я думаю, что все равно будет пристальное внимание к этой проблеме.
Теперь пойдем дальше — что мы с вами еще не отметили. Варварство. В некоторых местах висит знак “Платная парковка”. А там, где кончается знак “Платная парковка”, начинается новый знак “Парковка запрещена”. И оттуда уже увозит эвакуатор. Мы в Государственной Думе пробили хорошую поправку, что если водитель в машине или прибежал и прыгнул в машину, пока эвакуатор не двинулся с места, то увозить нельзя. Даже когда она вот там уже болтается. И вот поэтому, когда ее только погрузили на платформу, нужно быстро взбираться туда.
— И садиться?
— И садиться в собственную машину. И тогда они обязаны сгрузить.
— Это хороший совет. А что с парковками во дворах? Во многих стоят какие-то непонятные “Газели” всевозможные, такси и т. д.
— Их обещают убрать. Опять же, это двойственный подход. Или мы говорим, что любой может остановиться беспрепятственно, или мы тогда…
— Нарушаем Конституцию?
— Да. Нарушаем и становимся на точку зрения провластных. Они скажут: штраф за эти “Газели” и прочее. А завтра скажут, что и проживающему здесь хозяину джипа тоже штраф, потому что он большой… Им нельзя давать брешь. Но все это сделать правильно сложно. Далеко не всегда все понятно, как и что надо делать. Но мы работаем над этим. Ищем и находим решения.
Читайте продолжение интервью:
Беседовала Любовь Степушова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Пять способов не платить за парковку
«Парковок платных много, а денег жалко!» – прагматично подумал я и решил попробовать уйти от их оплаты хитростью. Поскольку моя работа связана с посещением клиентов в самом сердце Москвы, а оборудование весит прилично, машина нужна. Для депутатов, принимавших закон о платных парковках, оплата за место – «сущие копейки», мне же эти «копейки» за восьмичасовой рабочий день выливаются в довольно «кругленькую сумму». Если раньше, в пределах Садового кольца 80 руб./час было терпимо, то, когда ценник умножили почти в два раза, невольно начал считать: 150 руб./час умножим на 8 часов и получаем – 1200 рублей. А теперь умножим на 22 рабочих дня и… 26400 рублей. Цена нового неплохого смартфона!
Как избавить себя от этих лишних трат? Рассмотрим три самых популярных способа!
1. Способ «Включить дурачка»
Не мудрствуя лукаво, закрываем часть номера бумажкой, дескать «само налипло». Надежда на то, что камера, стоящая у знака парковки, просто неправильно считает номер автомобиля, а мозги дата-центра «заглючат» и он сгорит синим пламенем, освобождая нас, простых владельцев «рабочих лошадок», от непомерной дани. Конечно же, делать так не стоит, ибо права маленьким детям не дают, а для взрослых такое поведение выглядит довольно глупо. Да и разница цены за час парковки и штрафа огромна!
Стоимость способа: Бесплатно!
Риски: Вы видели такие машинки с зелёной эмблемкой «ЦОДД»? Это и есть «парковочная полиция», они раскатывают у платных парковок с интервалом 5-15 минут. В них сидят такие же «водилы», с такими же «хитрыми» мозгами. И, понятное дело, что раскусят они «фокус» с бумажкой «на раз». А «на два», спецы из ЦОДД «освободят» ваш номер от «волшебной» бумажки, и вы получите штраф 2500 рублей («неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке» КоАП г. Москвы ст.8.14 п.2) на портале гос. услуг, если там зарегистрированы. Если нет – «письмо счастья» через пару недель в ваш почтовый ящик обязательно «долетит».
Теперь считаем: если мы оплачиваем за парковку «паркомату», то два дня работаем спокойно: 1200+1200=2400 руб. за парковку. В случае штрафа, мы «налетаем» на 2500 руб. в день – чистый двухкратный проигрыш (ещё и 100 рублей на чай отдадим)! Спасибо, что это заметят не сотрудники ГИБДД, а то б и все 5000 рублей придётся платить (КоАП РФ ст. 12.2 п.2), а это четырёхкратный убыток!
Резюме: Не законно!
2. Способ «Плёнка»
Заходим в интернет и набираем «плёнка на госномера купить». Ого, сколько предложений! И все плёнки «нано», и все «техно», сплошной «invisible» (незаметный). Установка, проще некуда. Промыл номера на машине, протёр сухой тряпочкой и наклеил плёнку.
Стоимость способа: От 250 рублей за символ.
Риски: Возможно в паре случаев она от оплаты парковки вас и спасёт. Хотя, если ваши номера грязные (а цифры на настоящем номере объёмные, в отличие от тонкой плёнки), номера «проявятся» и будьте уверены, камера считает именно ваш номер. Все эти плёнки, разрекламированные на сайтах, сплошной развод! Также, не забудем про операторов ЦОДД, они не просто катаются, но могут из любопытства подойти к вашей «ласточке» и не только выписать штраф, а ещё и вызвать сотрудника ГИБДД.
Патрульных машин на улицах крупных городов достаточно и вот вы едете мимо сотрудников ГИБДД, и видите жест инспектора, требующий остановить ваше транспортное средство. Будьте уверены, вас ОБЯЗАТЕЛЬНО «пофиксят» опытным глазом, пройдясь по номеру авто. И опять – пять (тысяч рублей) будет списано за ваше «творчество» (КоАП РФ ст. 12.2 п.2).
Резюме: Не законно!
3. Способ «Подмена номера»
Вариантов масса – «рамки-шторки», скрывающие совсем номер, «перевёртыши» – заменяющие гос. номер на другой, виниловые номера на магнитах, которые сам ставишь в течение отведённых «свободных» от фиксации 15 минут камерой паркинга или автомобиля ЦОДД.
Стоимость способа: От 1000 рублей за «магнитный» номер и 6000 рублей за «перевёртыш»
Риски: А, что говорит наше Законодательство в данном случае? КоАП РФ, ст.12.2 п.4: «Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года».
Вот здорово! Остаться без работы и машины минимум на полгода – хорошенькая перспектива! Даже и считать не будем!
Резюме: Не законно!
«Неужели нет способов законно уйти от платы за платную парковку?», – спросит огорчённый читатель. И я, улыбнувшись отвечу: «Есть!». Ребята, этот способ очень приятный, выгодный и надёжный! И называется он:
4. Способ «Многодетная семья»
Во-первых, сам процесс естественного зачатия детей – весьма будоражит кровь. Во-вторых, государство (начиная со второго несовершеннолетнего ребёнка) вам начинает и приплачивать. Вы получаете массу льгот и не только бесплатную парковку, но и бесплатный «домик в деревне», автомобиль (в зависимости от количества детей), бесплатный проезд на общественном транспорте и т.д. и т.п.
Стоимость способа: Бесплатно
Резюме: Абсолютно законно!
Итог: Игра с Законом выходит гораздо дороже, чем послушание. Ну, а с непомерными аппетитами платных «паркингов» – бороться стоит только на законодательном уровне. Писать петиции, ходить на приём к своему депутату, с личным видением ситуации. Ведь «вода точит камень» и в следующий раз, депутата, который не слышит своих избирателей, вряд ли выберут! А то, глядишь, и платные парковки отменят 😉
В данной статье не рассматривался пятый способ «Стань инвалидом». Отпиливать себе ногу ради бесплатной парковки, вряд ли кто решится 😉
Автомобили
Закон и право
Парковка без оплаты: москвичи нашли лазейку
Москвичи нашли простой способ, как не платить за парковку
В Москве не могут придумать, как бороться с водителями, снимающими номера с автомобилей, чтобы не оплачивать парковку. Сначала для этого организовали специальную антитеррористическую комиссию: в ее рамках автомобили опознают по VIN-номеру или акту идентификации, теперь подключились стационарные камеры, считывающие номера до и после парковки. В итоге «безномерные» водители получают штрафы 2,5 тыс. рублей, но суды их отменяют. Эксперт говорит, что ситуацию исправят лишь изменения в КоАП.
Московские власти продолжают бороться с автомобилистами, нежелающими платить за парковку и снимающими для этого госномера. Однако оказалось, что применяемые для этого методы не всегда признаются судами. С подобной ситуацией столкнулся столичный автомобилист Дмитрий Осипов, подробно рассказавший свою историю в фейсбуке.
В мае 2017 года он припарковал свой Volkswagen Tiguan без номеров в зоне платной стоянки. На вопросы пользователей о том, почему же машина была без номеров, отвечать на прямую Осипов не стал, заявив, что правил парковки не нарушал и что парковка без номеров якобы «совершенно законна».
«Любая мотивировка может быть уместной — хоть сам снял, хоть хулиганы, хоть отвалились», — утверждает Осипов.
В итоге автомобиль без госномеров эвакуировали на штрафстоянку. Потом водителю пришел штраф в размере 2,5 тыс. рублей за неоплату парковки согласно ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы «Неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке». При этом на постановлении был изображен принадлежавший Осипову Volkswagen Tiguan без госномеров. Тогда автомобилист написал жалобу в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП), аргументировав требование об отмене штрафа тем, что на фотографии изображен не идентифицируемый автомобиль, но получил отказ. Тогда он обратился в Басманный суд города Москвы,
но судья также оставил постановление в силе: так, помимо фотографий на постановлении суд сослался на акт идентификации автомобиля. Важно, что в материалах дела его по какой-то причине не оказалось.
Однако автомобилист решил дойти до Мосгорсуда и там, уже в январе 2018 года смог добиться отмены выписанного штрафа. Его случай оказался далеко не единичным. К примеру, с подобной ситуацией столкнулся еще один столичный водитель – Юрий Борковский, который также смог добиться отмены штрафа, причем сразу в суде первой инстанции, Пресненском суде.
В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) «Газете.Ru» объяснили, как они идентифицируют автомобили без номеров на примере Volkswagen Tiguan автомобилиста Осипова.
«Этот автомобиль, припаркованный в зоне платной парковки, был перемещен на спецстоянку по решению антитеррористической комиссии города Москвы для проверки полицией, так как на нем не было номеров и определить владельца было невозможно, — сказали в АМПП. — При получении машины собственник подписал акт идентификации, в котором подтвердил, что это его транспортное средство. Парковка оплачена не была – владельцу выписали штраф в размере 2,5 тыс. руб. Акт составляется на спецстоянке сотрудниками ДПС при проверке автомобиля в присутствии автовладельца».
В АММП уточняют, что после проверки правоохранительными органами и идентификации транспортного средства (по VIN номеру или акту идентификации), в отношении собственника выносится постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.
Получается, что автомобиль Осипова сначала могли определить по VIN-номеру, а после он и сам подписал тот самый акт идентификации, который не попал в материалы дела.
Кроме того, рассказали в АМПП, автомобили без номеров могут быть идентифицированы с помощью стационарных камер, установленных в некоторых местах города. Они считывают номера автомобиля, когда он подъезжает к парковке. Затем, когда машина уезжает, номер также фиксируется, что позволяет идентифицировать ГРЗ транспортного средства и выставить штраф за неоплаченную парковку.
Почему не получается побороть проблему
Проблема с нежелающими платить за стоянку автомобилистами у столичных властей возникла сразу же после введения платной парковки. Сначала водители скрывали госномера посторонними предметами – например, обрывками бумаги или даже CD-дисками. На борьбу с этими «изобретениями» выпустили пеших инспекторов.
Тогда водители стали просто скручивать номера. И оказалось, что с такими экономными автомобилистами фактически ничего поделать нельзя.
Так, есть наказание за передвижение на автомобиле с нечитаемыми или измененными номерами (ст. 12.2. КоАП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»), которое варьируется от штрафа в 500 рублей до лишения водительских прав до года. Но на припаркованные автомобили действие статьи не распространяется. Тогда с подачи мэра Сергея Собянина была создана специальная антитеррористическая комиссия, которая должны была проверять такие автомобили на предмет угрозы.
А в мае 2017 года появилась практика эвакуации «безномерных» машин, чтобы еще больше усложнить жизнь водителям, на которых, возможно, не воздействовал 2,5-тысячный штраф.
Подробнее:
На одном перекрестке в Москве оштрафовали несколько сотен водителей
В беседе с «Газетой.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал действия АМПП, выписывающей подобные штрафы, незаконными. По его словам, примеров, когда автомобилисты могут оказаться без номеров совершенно легально – огромное количество. Например, водитель-резидент платной парковочной зоны может оставить машину на несколько месяцев во дворе, а недовольный сосед может намеренно оторвать ему госномер. Номера могут примерзнуть и оторваться из-за парковки в сугробах, которые, как все мы видели во время недавнего снегопада коммунальщики сваливали как раз на парковочные места, кроме того, при покупке новой машины водитель имеет право 10 дней совершенно спокойно вовсе ездить без госномеров.
«В КоАП не прописано такой нормы – эвакуировать автомобили без номеров и выписывать за это штрафы, — говорит Шкуматов. – Есть антитеррористический регламент, но это всего лишь методика.
— Так, если машина эвакуируется бесплатно, без выписки штрафа, то это еще можно хоть как-то притянуть за уши. Сказать, что вот, в ФСБ испугались террористической угрозы, выдали распоряжение на эвакуацию и поручили проверить конкретный автомобиль. Но в АМПП пошли дальше, они стали выписывать штрафы. Но они не имеют права делать этого на основании идентификации транспортного средства: такое право есть у ГИБДД, а АМПП имеет право выписывать штрафы только на основании фото-видеофиксации.
Нет номеров – нет и фотофиксации. Теоретически в АМПП могут собрать все материалы и отправить их в ГИБДД, но как это сделать – непонятно.
Поэтому нужно менять КоАП, но изменить этот кодекс без радикальной трансформации множества процедур, невозможно в АМПП стали заложниками собственной системы. И пока не будет изменений законодательства на федеральном уровне эта ситуация вряд ли изменится».