Левостороннее движение в англии
Почему в Англии и странах Азии левостороннее движение?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Левостороннее движение в странах объединенного королевства Великой Британии – традиционное и традиция эта идет из глубины веков. В Европе же Британия является единственным государством, где принято ездить слева. Отчего так сложилось? Давайте попробуем разобраться.
Известно, что Англия издавна является парламентской страной. Еще в 1756 году английским парламентом был введен в действие билль, законодательно утверждающее левостороннее дорожное движение.
Но сам билль при этом не объясняет, почему именно такой способ движения был выбран и закреплен английскими парламентариями. Так что послужило причиной этому?
Для того, чтобы понять это, необходимо углубиться в историю цивилизаций еще глубже, до времен существования и расцвета Римской империи. Древние римляне ( которые долгое время владели территорией Британских островов ) соблюдали левостороннее движение! Об этом свидетельствуют раскопки археологов.
Правая часть мощеных камнем римских дорог стерта меньше, чем левая, это подвержено раскопками древней римской дороги в графстве Уилтшир. Кроме того, на некоторых римских монетах можно увидеть изображение двух всадников, расходящихся по левую руку. Почему?
Это станет понятно, если вы взберетесь на коня и возьмете в свои руки щит и меч. Как правило, меч окажется в вашей правой ( более сильной и развитой ) руке, а щит в левой (у левшей иначе, но их значительно меньше ).
При встрече с условным конным противником вы будете стараться держаться левой стороны, ведь вам нужно эффективной поразить его мечом с одной стороны, а с другой – ваша более слабая левая сторона окажется более закрытой, защищенной. Так и воины древности сознательно выбирали левую сторону движения, что со временем выработалось в традицию.
Но почему тогда другие страны Европы, а также большинство стран мира используют иное, правостороннее движение? А этот способ передвижения по дорогам был выбран, исходя из протеста против английского произвола и владычества.
Республиканская Франция первой объявила о переходе на правостороннее движение, а так как молодой и прогрессивный Бонапарт Наполеон был весьма популярен в те годы, то страны, симпатизирующие ему, тоже приняли правостороннее движение. Те же, кто не принял, перешли на правостороннее движение позже, после французской оккупации в ходе наполеоновских войн.
С этими странами понятно, но почему Япония и некоторые другие страны придерживается левостороннего движения?!
Япония тесно сотрудничала с Великобританией в тот момент, когда политики Страны Восходящего Солнца задумались о законодательном регулировании дорожного движения.
По образу Британии дорожное движение в Японии и ее колониях было принято левосторонним . А вот государства, освободившиеся от японского ига (Южная Корея, Китай), принципиально изменили левостороннее движение на правостороннее.
Другие же страны, которые до сих пор используют левостороннее движение – это бывшие британские колонии или страны, где просто не стали менять сторону движения. А вот, например, в Швеции, переход на правостороннее движение произошел из-за того, что большинство машин королевства оказались с левым рулем.
Почему в Англии левостороннее движение, а в России правостороннее
Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет.
Универсальный ответ — так сложилось исторически.
На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % — левосторонние.
Почему в России правостороннее движение?
В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение.
В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». Поэтому у нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани всегда зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.
Как и когда Швеция перешла на правостороннее движение?
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
3 сентября 1967 в Швеции
Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?
Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.
Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.
Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?
С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.
Почему в Японии левостороннее движение?
Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?
Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.
Страны с правосторонним движением
Страны с левосторонним движением
Почему в Англии левостороннее движение?
Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.
АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.
Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?
Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.
В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.
Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.
В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.
Как английская «левизна» расползлась по всему свету?
Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:
Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.
Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт, схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.
Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.
Когда в России утвердилось правостороннее движение?
В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.
Страны, которые поменяли движение
История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:
- «Назло вчерашним оккупантам»
США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.
Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.
На правостороннее движение в середине 1960-х – начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.
Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H»*, когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.
В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.
«Левые» исключения
В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).
Какое движение безопаснее?
По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.
Страны с левосторонним движением
Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.
- Антигуа и Барбуда
- Багамские Острова
- Барбадос
- Ямайка
- Бангладеш
- Бруней
- Бутан
- Восточный Тимор
- Гонконг
- Индия
- Индонезия
- Кипр
- Макао
- Малайзия
- Мальдивские о-ва
- Непал
- Пакистан
- Сингапур
- Таиланд
- Шри-Ланка
- Япония
- Ботсвана
- Замбия
- Зимбабве
- Кения
- Лесото
- Маврикий
- Мозамбик
- Намибия
- Сейшельские острова
- Свазиленд
- Танзания
- Уганда
- ЮАР
- Австралия
- Кирибати
- Науру
- Новая Зеландия
- Папуа — Новая Гвинея
- Самоа
- Тонга
- Фиджи
*День «Н» (швед. Dagen H, где буква H обозначает швед. Högertrafik — правостороннее движение) — день перехода Швеции с левостороннего на правостороннее движение 3 сентября 1967 года. В 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
lena-13-03
Этот вопрос, пожалуй, интересует многих из нас. Сегодня вы получите довольно логичный ответ на него.
Первым, что вы заметите при посещении Великобритании, будет левостороннее движение. Почему, когда во всем мире автомобили движутся по правой стороне, британцы предпочитают ехать в противоположном направлении?
Это предпочтение, похоже, уходит корнями в средневековье и появилось гораздо раньше создания первых автомобилей. В те времена езда слева было вопросом безопасности.
Большинство людей являются правшами, именно поэтому из-за риска кражи или нападения, люди хотели, чтобы их руки, удерживающие меч, были свободны. Таким образом, они могли спокойно дать отпор нападавшему. Неважно, будь это ходьба, езда верхом на лошади или в лошадиной упряжке, необходимо было быстро использовать меч в случае той или иной угрозы.
По данным канала ВВС, эта привычка была довольно распространена за пределами Великобритании и также использовалась в Древней Греции и Риме.
Ведь дороги были опасными не только в Великобритании. Но некоторые внутренние указы государств заставляли людей двигаться с правой стороны. Наполеон, например, настоял на правостороннем движении и начал использовать это правило в завоеванных регионах. Другим таким государством была Германия, и Гитлер продолжил введение правостороннего движения в регионах, где он получил власть. Например, в Австрии и Чехословакии половина участников движения использовали правую сторону, а половина – левую.
Что касается Америки, согласно исследованию Федерального управления шоссейными дорогами, здесь движение было правосторонним еще с колониальных времен.
Причиной этого является как попытка отклонить британские традиции, так и тот факт, что лошадиные повозки и вагоны легче контролируются справа. Двигаясь по правой части дороги, водитель сидел с левой стороны повозки, что облегчало наблюдение за трафиком. Это также уменьшало риск упасть в канаву.
В 1792 году штат Пенсильвания сделал законным правостороннее движение по новой платной дороге, а Нью-Йорк в 1804 году узаконил движение по правой стороне по всем автомагистралям.
Большинство штатов последовало их примеру, но Генри Форд поставил окончательную точку, установив руль слева на автомобиле Model T. Популярность автомобилей Ford в то время означала, что эта традиция распространится по всей стране. Так вся автомобильная промышленность стала придерживаться этого правила.
В 1967 году Швеция изменила поток трафика с левостороннего на правостороннее. Аналогичные споры недавно постигли и Англию. Но здесь вряд ли что-то изменится.
Интересен тот факт, что в 2009 году Самоа стала одной из немногих стран, кто изменил движение справа налево. Причиной этого стал дешевый импорт автомобилей из Австралии и Новой Зеландии.